Тема урока: Сопоставительный анализ
стихов А. С. Пушкина «Зимний вечер» и
Габдуллы Тукая «Буран».
Цель урока: Формирование навыков работы с поэтическим текстом;
учить сопоставлять, сравнивать, анализировать; развивать творческое
воображение, поэтическое чутье учащихся; привить любовь к родному краю.
Оборудование урока: портреты Габдуллы Тукая, А. С. Пушкина, няни
Арины Родионовны, фрагменты видов села Михайловского с домиком няни,
фонохрестоматия с записью стихотворения «Зимний вечер» в актерском исполнении.
Ход урока.
I. Урок начинается с
прослушивания отрывка из повести А. С. Пушкина «Метель» со слов «… едва
Владимир выехал за околицу в поле…» до слов
«Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь
ободрилась, и Владимир успокоился».
- Ребята, откуда взят этот отрывок, из
какого произведения, кто автор его?
- Мы прослушали сейчас отрывок из повести
А. С. Пушкина «Метель».
- Как вы понимаете лексическое значение
слова «метель».
- В толковом словаре Сергея Ивановича
Ожегова дается следующее толкование слова «метель» : « Мете′ль, -и, ж. Сильный
ветер со снегом, вьюга. Воет м. Поднялась метель // прил. метельный, -ая, -ое».
- А какие слова-синонимы в языке к слову
«метель» имеются?
- Вьюга, буря, буран, пурга.
- Ребята, а еще в каких произведениях А. С. Пушкина мы встречаем
описание вьюги, снежной бури?
- В повести Пушкина «Капитанская дочка»
Главный герой повести Петр Андреевич Гринев, направляясь на место службы,
попадает в метель.
II. Учитель: Совершенно
верно. Однако разговор на сегодняшнем уроке пойдет о другом произведении А. С.
Пушкина – о стихотворении «Зимний вечер». Это стихотворение написано поэтом в
1825 году. Что нам известно об этом периоде жизни поэта?
Сообщение ученика: В июле 1824 года
по доносу генерал-губернатора Новороссии графа М. С. Воронцова вышло высочайшее
решение: Пушкину объявили об увольнении с государственной службы и высылке в
Псковскую губернию, в имение его матери Михайловское, под надзор местных властей.
9 августа 1824 года Пушкин прибыл в
Михайловское. Посмотрите на репродукцию с литографии П. А. Александрова
«Михайловское». Мы видим на нем простой одноэтажный дом, стоящий на
невысоком холме, окружающие его
служебные постройки (слева – домик няни), узкую ленту Сороти и за ней широкие
просторы лугов с редкими кущами деревьев.
Друзья страшились за него, устоит ли,
выдержит ли одиночество, гнетущее однообразие деревенской жизни. «Должно точно
быть богатырем духовным, чтобы устоять против этой пытки, - писал Вяземский. –
В его лета, с его душою…» Пушкин устоял:
скука, тоска, одиночество отступили перед напряженным, мучительным и радостным
трудом – творчеством. «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес
душой», - писал Пушкин, вспоминая это
тяжелой время.
Из ближайших соседей Пушкин близко
сошелся только с обитателями Тригорского. П. А. Осипова (в первом браке Вульф),
глава большой семьи, умная и энергичная женщина, искренне любила Пушкина и была
ему преданным другом. Он подружился и с её старшим сыном Алексеем Вульфом, и с
дочерьми – Анной и Евпраксией. Пушкин всегда был в Тригорском дорогим и
желанным гостем. Много лет спустя он с благодарностью вспоминал этот дом –
«приют, сияньем муз одетый».
Долгие зимние вечера Пушкин коротал с
няней. «Она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно», - писал
он приятелю. Снова, как в детстве слушал он нянины сказки. Теперь он записывал
их, стараясь сохранить не только сюжеты, но и образные выражения, прелесть
народной речи. Так он записал сказку
про царя, который выбрал себе в жены девушку, обещавшую родить ему 33 сына:
«…царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й уродился чудом – ножки
по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке
месяц». Позднее этот сюжет будет обработан Пушкиным в «Сказке о царе Салтане».
Он любил разговаривать с крестьянами.
слушать слепцов, поющих старинные песни, любил бывать на шумных ярмарках и
народных гуляниях. Обыкновенная жизнь, простые люди, с их заботами, радостями и
печалями, скромная среднерусская природа все больше овладевают вниманием
Пушкина, все шире и свободнее входят в его поэзию.
Учитель: А теперь прослушаем
стихотворение «Зимний вечер». Читает его нам лауреат районных конкурсов чтецов,
руководитель театрального кружка Миназетдинова Гузель Наисовна.
( На нашем уроке мы слушали
стихотворение в исполнении живого мастера художественного слова. Если же нет
такой возможности, то можно включит фонохрестоматию в исполнении артиста)
Учитель: Какую картину вы
представили при чтении этого стихотворения?
- Зимний вечер. Маленький домик на краю
села. В доме тепло и уютно, возле печки на скамейке с веретеном сидит старушка.
возле окна за столом сидит и что-то пишет Пушкин. За стенами дома слышно
завывание вьюги.
- За окнами дома метет поземка. Ветер
пригибает к земле деревья. Такое ощущение, что небо смешалось с землею, в двух
шагах ничего не видно. ветер кружит потоки снега, валит с ног человека.
- А дома хорошо, тепло и уютно, страшно
выглянуть на улицу. И думаешь о тех людях, которые сейчас оказались в поле, на
вахте, как им должно быть зябко и трудно
в пургу и метель в дороге.
- И от вьюги ли, от плача ли бури, немного грусное печальное
настроение, хочется молчать и думать о чем-то высоком, духовном и великом.
Учитель: Ребята, давайте вспомним
теорию литературы. А каким стихотворным размером написано это стихотворение? С
помощью каких языковых среств передает Пушкин завывание бури. голос метели?
- Стихотворение написано четырехстопным
хореем – двусложный стихотворный размер, с ударением на первом слоге.
Напевность, плавность тона достигается за
счет отсутствия большого скопления согласных, удачного сочетания гласных
и согласных.
- Ударение в словах падает преимущественно на звуки «о», «а», что
прекрасно передает завывание ветра.
- Рифма в восьмистишьях перекрестная, каждая строка заканчивается
мужской рифмой, что строго соблюдается на протяжении всего стихотворения и
придает ему особую отточенность.
- Автор с изумительной художественной чуткостью описывает вьюгу. Он не
довольствуется прямым замечанием6 выла вьюга. Его глаза, его ухо отмечают в ней
различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идет
чисто зрительное, общее впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит
в поле снежные вихри.
- Затем поэт переходит к самому голосу вьюги…
Для него это не просто какой-то
смутный вой ветра: его слух ясно различает всевозможные оттенки и переходы: то
завывание зверя (вернее всего, волчий вой), то плач ребенка, то просто шорох
соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко кого-то, кто
заблудился в пути, потерял дорогу и, увязая в сугробах, добрался наконец до
слабо мерцающего огонька в окне няниной избушки.
- Весь отрывок полон движения, жизни. Это
достигается тем, что Пушкин щедро пользуется глаголами. Что делает вьюга?
- Она «кроет небо», «крутит вихри»,
«воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко».
Учитель: Давайте
посмотрим вторую строфу стихотворения. Кто эта старушка, что «приумолкла у
окна». Кто эта «Добрая подружка бедной юности моей»?
-
Пушкин пишет о своей няне Арине Родионовне. (Сообщение ученика о няне Пушкина).
Учитель: Ребята, как вы понимаете
строки: «Бедной юности моей»?
- Поэт употребляет прилагательное «бедной»
в значении: «несчастной», вероятно, подразумевая свое настоящее положение
опального ссыльного поэта.
Учитель: Давайте рассмотрим
композицию стихотворения.
- Поэт использовал кольцевую композицию в
построении стихотворения, когда стихотворение начинается с одних и тех же
строчек и ими же заканчивается .
Учитель: Поработаем над интонацией стихотворения. Произнесите
строку из стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина: «Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя» с разной эмоциональной окраской:
1)
так, как будто вы читаете дневник метеоролога;
2)
так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и с грустью смотрит в окно;
3)
как ученик, который терпеть не может уроков
физкультуры, а у него завтра зачет по лыжной подготовке и он рад, что этот
зачет отодвигается, переносится;
4)
как человек, который запланировал на завтра лыжную
прогулку с друзьями в зимний лес, он огорчен, расстроен тем, что это
мероприятие сорвется.
Какой из всех вариантов больше всего подходит к тому настроению, которое
хочет передать А. С. Пушкин.
Учитель: Метель, буря, вьюга –
одна из многих загадок природы, на которые не может повлиять человек. Многие
поэты и писатели разных эпох и народов обращали свой взор на стихийные явления
природы. Об этом же пишет и татарский народный поэт Габдулла Тукай.
(Мы слушаем выразительное чтение
стихотворения Габдуллы Тукая «Буран».)
Б У Р А Н.
Неожиданно все небо черной мглой
заволокло.
Снег беснуется, кружится и ложится тяжело.
Снег в лицо мне бьет нещадно, залепил глаза
и рот,
Каждый кустик серым волком на пути моем
встает.
Мрак и вьюгу побеждая, льется лунный свет
вокруг,
Но луна сама боится и опять тускнеет вдруг.
Из каких земель далеких, из каких далеких
стран
На безмолвную дорогу налетел такой буран?
Может, сказочные джины с Каф-горы
спустились вниз?
Или мягкие перины у Аллаха порвались?
В небе носятся снежинки – белый пух из тех
перин.
На земле же суетится, их поймать пытаясь,
джин.
Я ворчу… С усмешкой смотрит на меня с небес
луна.
Так богач глядит на бедных из высокого
окна.
(Поэтический
перевод С. Ганиева).
Учитель: Ребята, вот вы прослушали стихотворение Габдуллы Тукая
«Буран», какую картину непогоды изображает поэт?
- Перед нами встает какая-то сказочная картина. Вьюга начинается
неожиданно, словно какой-то сказочный джин с помощью колдовства разбудил
дремавшие силы природы и «на безмолвную дорогу налетел такой буран».
- А мне кажется, что автору удается изобразить самую, что ни на есть
реальную картину пурги: «снег в лицо мне бьет нещадно, залепил глаза и рот»,
темно, неуютно, страшно в поле в такую погоду, поэтому: «Каждый кустик серым
волком на пути моем встает».
- Употребляя множество глаголов, а здесь иногда при одном подлежащем по
три-четыре сказуемого, поэт изображает картину беснующейся непогоды. Это
небольшое стихотворение полно движения: снег «беснуется, кружится, ложится,
бьет, залепил глаза и рот», снежинки «носятся», джин «суетится», «поймать
пытаясь».
- И вдруг лунный свет, который «мрак и вьюгу побеждая, льется». Мне
кажется, что в буран луна прячется куда-то далеко, за тучами. Возможно,
Габдулла Тукай этими строками, хочет сказать: есть на небе Луна, она временно
скрылась за тучами, но она все равно займет свое место на небосклоне и тогда
опять установится в природе тишь. спокойствие, для вас, бедные и убогие,
когда-нибудь все равно наступит «мир и покой», и поэтому : «с усмешкой смотрит
на меня с небес луна».
Учитель: Итак, мы
рассмотрели два стихотворения на одну и туже тему. Это Стихотворение «Зимний
вечер» А. С. Пушкина и «Буран» Габдуллы Тукая.
- В чем сходство и в чем различие этих
произведений?
- Оба поэта изобразили реальную картину
стихии, зимней непогоды. И Пушкин, и Габдулла Тукай словно любуются силой и
мощью природных сил.
- Оба поэта для изображения бурана
используют языковые средства, то есть употребляют глаголы в переносном
значении, придавая качества одушевленных предметов неодушевленным предметам,
используя множество гласных [о],[у], чередуя их со звуками [ч], [ж], поэты
изображают живой голос бури.
- Но у Габдуллы Тукая есть присутствие
социального момента, например: «Так богач глядит на бедных из высокого окна», а
у Пушкина этого нет.
- Также у Тукая одним из действующих лиц
является сказочный джин, а у Пушкина только няня, поющая и рассказывающая песни
и сказки.
Домашнее задание.
Написать дома сочинение на тему: «Какой я представляю себе бурю после
прочтения стихотворений А. С. Пушкина и Габдуллы Тукая».
Play casino - No.1 for the Casino Guru
ОтветитьУдалитьNo wooricasinos.info longer https://octcasino.com/ have the opportunity to go to the casinos or read the reviews of the slots aprcasino you septcasino love. But they're not always the same. sol.edu.kg Sometimes you have a new online