Тема: “Нет ничего
дороже для родителей, чем воспитанный ребенок” (Р. Фахреддин).
Цели классного часа:
Формирование мировоззрения воспитанного
человека.
Х О Д КЛАССНОГО
ЧАСА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Мне навстречу
попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках
(даже сзади крест-накрест).
Пропуская её
по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено
увязнув в снегу.
-
Здравствуйте! –
Поклонившись,
мы друг другу сказали,
Хоть были
совсем незнакомы.
-
Здравствуйте!
Что особого
тем мы друг другу сказали?
Просто
«здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на
капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на
капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на
капельку радостней сделалась жизнь?
-
Здравствуйте! – был ведь когда-то обычай такой,
Мы его в
городах потеряли,
Потому что
нельзя ж перекланяться всем,
Кто ходит по
улице Горького,
В ГУМЕ
толпится,
И даже кто
вместе с тобой приходит в театр на спектакль.
-
Здравствуйте!
Был ведь, был
ведь прекрасный обычай у русских
Поклониться
друг другу при встрече
(Хотя вы
совсем незнакомы)
И
«здравствуйте!» тихо сказать.
«Здравствуйте!»
- то есть будьте в хорошем здоровье,
Это - главное в жизни.
Я вам
главного, лучшего в жизни желаю.
-
Здравствуйте! Я вас встретил впервые,
Но я –
человек, и вы человек –
Мы люди на
этой земле. –
Поклонимся же
друг другу при встрече
И тропинку
друг другу уступим
(Если даже там
снег,
Если даже там
грязь по колено).
-
Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам
это сказать!
Учитель:
Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы прослушали стихотворение Владимира
Алексеевича Солоухина «Здравствуйте».
О чем это
стихотворение? Чему оно учит?
Ученик: В этом стихотворении говорится о старом
русском, а также татарском народном обычае при встрече говорить слово
«здравствуйте!», если даже человека ты видишь впервые.
Ученик: Оно
учит нас приветствовать человека даже незнакомого, потому что «Но я – человек,
и вы человек – Мы люди на этой земле».
Учитель: Что
происходит, считает автор стихотворения, при обычном приветствии?
Ученики: На
капельку солнца прибавилось в мире.
-На капельку счастья
прибавилось в мире.
-На капельку радостней сделалась жизнь.
Учитель: Как объясняет автор, причину
утери этого прекрасного обычая у народов, живущих в крупных городах?
Ученик: «Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланяться всем, Кто ходит по улице Горького, В ГУМЕ
толпится,
И даже кто вместе с тобой приходит в
театр на спектакль». В городе на улице встречается очень много народа, если со всеми будешь здороваться, то просто
устанешь, да и не поймут тебя.
II.
Учитель: Сейчас мы с вами
послушаем стихотворение Бориса Заходера «Перемена»
ПЕРЕМЕНА
Борис
Заходер
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнём
Учитель: Что
вы можете сказать о герое стихотворения?
Ученик: Это не
самый лучший ученик класса. Он весь урок спит, на вопросы учителя не может
отвечать, так как к уроку не готов.
Ученик: Зато
на перемене это совсем другой человек: он везде поспел, переделал кучу дел. На
перемене он герой. А дела у него все хулиганские.
Ученик: Он
просто невоспитанный человек.
Учитель: А
сейчас мы посмотрим инсценировку еще одного стихотворения.
Вежливый
поступок.
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал
В электричке.
Вдруг на станции
Фили
Две девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
«Иностранки!
Это видно
По осанке!
Может быть, они туристки!
В первый раз у нас в стране?»
И с трудом он по-английски
Произнес: - Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки
В электричке
Сели около окна.
- Между прочим,
Мы москвички
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
- Как же так!
Значит я,
Попал впросак?!
И теперь не пьет,
Не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему
Учитель: Можно ли назвать
воспитанным Филю из этой инсценировки
Учитель: Вот вы только что
рассказали, каким бывает невоспитанный ученик, а каким должен быть воспитанный
ребенок? Ребята, на доске специально к этому уроку я выписала из словаря Сергея Ивановича Ожегова словарную статью «Воспитанный» и вторую
статью из «Толкового словаря русского языка» Владимира Ивановича Даля
«Воспитанный человек». Давайте прочитаем, как же мы должны понимать слово
«воспитанный».
(Один
ученик читает словарные статьи. Остальные следят и слушают).
Воспитанный, -ая, -ое, -ан,
-анна. Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести
себя. В. ребенок. В. человек|| сущ. воспитанность,-и, ж.
(Словарная статья из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова)
Воспитанный человек –
выросший в обычных правилах светского приличия. (В.И. Даль «Толковый словарь
русского языка»)
Учитель: Итак, тема нашего урока: «Воспитанный
ребенок ценнее золота и дороже райских благ». И разговор у нас пойдет по
произведению татарского ученого- просветителя,
историка, педагога Разаэддина Фахретдина «Воспитанный ребенок».
Я просила наших эрудитов подготовить материал о личности Ризаэтдина
Фахретдинова.
Заранее подготовленный ученик:
Ризаэддин Фахруддинов -
известный писатель-прозаик,
ученый-историк, журналист, педагог, просветитель. Автор обширных
исторических и литературных трудов родился 16 (4) января 1859 года в деревне
Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас Альметьевский район
Татарской АССР) в семье имама этой
деревни Фахретдина Сайфетдина и Маухубы бинте Рамкул.
Осенью 1867 года Ризаэтдина
вместе с его дядей Гильман-хазратом Карими отправили учиться в медресе города
Чистополя. Отучившись всю зиму, он весной вернулся домой. К большому сожалению,
следующей осенью ему не удалось поехать в медресе Чистополя. Этой зимой он
учился дома. Осенью 1969 года 10-летнего Ризаэтдина отправляют на учебу в
старометодную медресе деревни Шалчалы, с этого времени начинается беспрерывная
пора учебы Фахретдинова в Шалчалинском медресе, продолжавшаяся 20 лет. Он
всегда сожалел о том, что у него не было возможности обучаться в столичных
учебных заведениях, что с раннего детства не имел возможности изучить русского
языка, что дало бы ему возможность быстрее продвигаться в своем
самообразовании. В 1884 году сам начинает преподавать младшим учащимся медресе.
Создает свою методику преподавания. Всю жизнь собирает личную библиотеку, пишет
множество (около 50 томов) научных трудов, которые, к сожалению, были утеряны
ввиду недоброжелательного отношения к нему как религиозному деятелю (в 1922
году его избирают муфтием Уфы) советской власти. Однако уже при жизни
Ризаэтдина Фахретдинова приходит мировое признание: его приглашают на Всемирный
конгресс мусульман в Аравию. Многие ученые Швеции, Турции, Индии считают за
честь познакомиться и пообщаться с ним. Приезжавшие из других стран ученые и
религиозные деятели просят во время официальных встреч присутствия на них
Фахретдинова Ризаэтдина.
Еще в годы учебы в
Шалчалинском медресе в Казани были изданы 5 его книг и среди них очень
известный труд «Воспитанный ребенок».
Умер Ризаэддин Фахруддинов 12
апреля 1936 года, похоронен на Уфимском кладбище. К сожалению, многие труды
Фахретдинова Ризаэддина не сохранились, но в архивах Башкирского филиала
Академии наук хранятся 40 томов рукописей великого ученого. Очень надеемся, что
мудрое слово замечательного татарского ученого дойдет до современного читателя.
Учитель: Есть еще добавления к сказанному, эрудиты?
Учащиеся: Среди мусульман
большой популярностью пользовались книги Фахретдинова по воспитанию.
Неоднократно переиздавались в 1903 – 1916 годы в Казани, Уфе, Оренбурге в жанре
«Наставления» книги «Воспитанный отец»,
«Воспитанная мать», «Воспитанная женщина», «Воспитанный ребенок»
- На гонорар
от одной из своих книг построил здание, в котором открыл новометодную школу и
преподавал в ней.
- Был автором первых учебников татарского языка
и математики.
- Был очень уважаемым человеком в
мусульманском мире. Каждый приехавший в России ученый стремился познакомиться с
Ризаэтдином Фахретдиновым.
- Был
участником в 1918 году Всероссийского съезда мусульман
Учитель: Ребята, вы дома
должны были прочитать работу Ризаэтдина Фахретдинова «Воспитанный ребенок».
Кого же, считает Ризаэтдин Фахрутдинов, можно назвать воспитанным?
Ученик: Воспитанный ребенок,
направляющийся в школу, сразу заметен: он ведет себя прилично и вежливо, шагает
степенно, подобно взрослому человеку, и идет прямой дорогой к своей цели. Если
по пути ему встретятся люди, то непременно поздоровается с ними, а если встретит
родственников и близких, поздоровается за руки.
Учитель: Чем отличается
воспитанный ребенок, от невоспитанного?
Ученик: Воспитанный ребенок
идет прямо, не озирается по сторонам, зря не остановиться возле магазина или
иных увеселительных заведений. Камни и палки не будет кидать на собак и кошек,
не будет никого дразнить, затевать драки, а лужи обойдет стороной, никого не
обрызгав. Со своими однокашниками никогда не повздорит и скажет скверного
слова. Если воспитанный человек ничего этого не будет делать, то невоспитанный
поступить как раз наоборот: он будет драться, отвлекаться, дразниться.
Учитель: Как ведет себя
воспитанный ребенок во время учебных занятий?
Ученик: Придя в школу, пишет Ризаэддин Фахреддин, он сядет на отведенное ему
место и будет занят своими делами. «…никому не нравится, когда дети на уроке
разговаривают между собой, ведут разные сплетни, словом вместо учебы занимаются
бездельем и баловством»
Учитель: В какие игры должен
играть воспитанный ребенок?
Ученик: Он играет в игры
безвредные. он никогда не будет играть с чернильницей и перьями. откажется от
игр со спичками, с лампой, огнем, ножом, шилом, серпом, косой, лезвием, ружьем
и другими опасными предметами.
Учитель: Как относится
воспитанный ребенок к учебным принадлежностям?
Ученик: Он не станет портить
книги, тетради, письменные принадлежности одноклассников. Не будет пачкать как
свои, так и чужие вещи. А будет оберегать и содержать их в порядке, чистоте и
сохранности. Он заранее знает, куда нужно класть свои книги, бумаги, ручки,
карандаши и другие предметы.
Учитель: Как относится
благовоспитанный ребенок к взрослым и другим детям?
Ученик: Он никогда не обидит малышей, а будет проявлять по отношению к ним
заботу и благочестие, будет называть их сестренкой, братом, а к родителям,
взрослым, учителям – уважение. Он никогда не совершает проступков, которые огорчат его родителей. На
вопросы он отвечает охотно им с открытым лицом. При гостях ведет себя
сдержанно, строго и прилично, оказывает гостеприимство и заботу о пришедших.
Учитель: Как должен вести себя воспитанный человек за
столом?
Ученик: Когда он садится за
стол, он должен сесть туда, куда его усаживают взрослые, при этом не будет
облокачиваться, проявлять нетерпимость, будет ждать, когда подадут блюдо, и
есть, что подано. Он никогда не станет спешить, суетится, ронять крошки, не
прольет бульон на свою одежду или скатерть. После трапезы опрятный малыш,
конечно, не станет масляными руками хвататься за всякие предметы, вытирать их
об свою рубашку и ли штаны, а непременно пойдет и с мылом тщательно помоет руки
и лицо, сполоснет рот. При этом для этой процедуры он дождется своей очереди,
вежливо пропуская вперед старших.
Учитель: Ребята, я предлагаю вашему вниманию прослушать музыку.
(Звучит аудиозапись «Вальса» Салиха Сайдашева)
Учитель: Вам понравилась музыка?
Вы знаете её? Да, это знаменитый Вальс известного татарского композитора Салиха
Сайдашева.
Учитель: Я вам предлагаю
посмотреть на доску. На доске известные во всем мире картины великих
живописцев. Вы узнаете эти картины?
Ученик: Одна из картин, висящих
на доске, это известная картина Саврасова «Грачи прилетели».
Ученица: Рядом с ней висит картина кисти
всемирно-известного итальянского художника
Леонардо да Винчи «Джаконда».
Учитель: Истинный талант не имеет национальности, он понятен и уважаем людьми всех народов независимо от цвета кожи и языка общения. Точно так же почитаем воспитанный, интеллигентный, широко образованный человек людьми всех континентов.
С. Я. Маршак
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы.
То книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий