четверг, 24 октября 2013 г.

Урок русского языка в 5 классе. Синтаксис и Пунктуация

Тема урока: Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис и пунктуация”.
Цели урока: привести в систему навыки пунктуационного и синтаксического разбора простого и сложного предложения; развитие монологической и диалогической речи; воспитание уважения и любви к женщине-матери.

Оборудование к уроку: Опорный конспект; картина В. Маковского “Свидание”; фонограмма записи песни о маме.

Х О Д    У Р О К А.

1. Ребята, давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко “Доброта”.

        В доме добрыми делами занята,
        Тихо ходит по квартире доброта.
        Утро доброе у нас,
                       Добрый день и добрый час,
  Добрый вечер, ночь добра,
  Было доброе вчера.
  И откуда, спросишь ты,
  В доме столько доброты
  Приживаются цветы,
  Рыбки, ежики, птенцы?
  Я тебе отвечу прямо:
  Это – мама, мама, мама!

    - Ребята, скажите, почему мы так необычно начали сегодня урок?
    -   завтра большой праздник – День матери.
    -  Что это за праздник? Почему его отмечают?
    -  C 1997 у нас в стране в последнее воскресенье ноября отмечается один из самых хороших праздников: День Матери.
   -  Мама – самый главный человек на Земле.
    - Верно, ребята.  В школе одного из выдающихся  педагогов XX века Василия Александровича Сухомлинского крупными буквами высечено: “Без матери нет ни поэта, ни героя…”. И сегодня на уроке мы будем не только заниматься обычным грамматическим разбором, повторять синтаксис и пунктуацию, но и поведем разговор о самом дорогом для каждого человека ─ о маме .

2. Словарно-орфографическая  работа.
Мама, мать, материнский, материнство, мамочка, мамулечка.

3. Разбор словосочетаний:
   ласковая мама, берегите мать, мужественно спросить.
( ребята отвечают следующим образом:  в словосочетании ласковая мама  главное слово мама ставим над ним крестик. От главного слова к зависимому ставим вопрос: мама какая? Ласковая – зависимое. От главного слова к зависимому проводим стрелку и запишем вопрос: какая?.  Главное слово мама это существительное, ласковая – это прилагательное.
Существительное обозначает  предмет, а прилагательное – признак предмета. В данном словосочетании зависимое с главным согласуется в И. п.; ед. ч.; ж.р.. Способ связи согласование.)
           
       какая? 
      ↓          I ×
ласковая мама    
      ↓           ↓
   прил. + сущ.
      ↓           ↓
признак + предмет
      ↓
согласуется в И.п.; ед.ч.; ж.р.
      ↓
согласование

4. Работа с опорным конспектом.
- Прежде чем перейти к следующему этапу урока, вспомним, что нам известно о предложении: ( Полетное повторение. Ребята по очереди друг за другом передают содержание опорного конспекта).

        - При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с советами, просьбами, приказаниями, задаем вопросы. Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Главные члены предложения составляют его грамматическую основу. К концу предложения голос  понижается. Это интонация конца предложения.
        -  По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.  Те, в которых мы сообщаем о чем-либо, называются повествовательными; те, в которых содержится вопрос, - вопросительными; предложения в которых мы побуждаем  кого-либо к действию, - побудительными.
        -  Все названные виды предложений могут произноситься с сильным чвством (с восклицательной интонацией). В таком случае мы называем их повествовательными, вопросительными, побудительными по цели высказывания и восклицательными по интонации.
          - Слово называет предмет, признак, действие. Словосочетание объясняет их более точно, полнее. В предложении мы выражаем мысли. Несколько  предложений, связанных по смыслу и грамматически, - это уже текст.
         -  Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетание, предложение и текст, называется синтаксисом.
          -  Пунктуация – расстановка знаков препинания.

  - Содержание второго опорного конспекта: «Главные и второстепенные члены предложения» передает один из учащихся класса. (Примерный вариант ответа:
      Подлежащее – это главный член предложения, который указывает, о ком или о чем говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? что? Обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже, связано со сказуемым по смыслу и грамматически – на это указывает стрелка.
      Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим, указывает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? Обычно выражается глаголом, но может быть выражено также прилагательным и существительным.
      Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными.
       К второстепенным  членам предложения относятся дополнения, определения, обстоятельства.
       Дополнение – второстепенный  член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Косвенные падежи – это все падежи кроме Именительного.
        Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Обычно выражается именем прилагательным.
         Обстоятельство – второстепенный член предложения , который  отвечает на вопросы где? как?куда? откуда? когда? и т.д. Обозначает место, время, способ действия. Обстоятельство обычно выражено именем существительным в косвенном  падеже или наречием.
         Предложения, имеющие в своем составе хотя бы один второстепенный член, называются распространёнными. )
5. Синтаксический разбор предложений:
     1)Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.  2) Женщины сразу согласились и отдали  дочерям морского царя свою красоту.  3) Когда царь Нептун  узнал о проделке дочерей,  очень разгневался  он, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек.  4)  Это чайки просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
 (У доски отвечают по два ученика. Ответ выглядит следующим образом:
  Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.
1 ученик: Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. Предложение по цели высказывания повествовательное, потому что в нем содержится сообщение.
2 ученик: По интонации произношения предложение невосклицательное, поэтому в конце его стоит точка.
1 ученик: Найдем грамматическую основу: Кто? Нептун – это подлежащее, выражено существительным, подлежащее подчеркивается одной чертой.
2 ученик: Нептун что сделал? появился и засмеялся - это однородные сказуемые, оба выражены глаголами прошедшего времени. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
1 ученик: Предложение простое, так как в нем только одна грамматическая основа.
2 ученик: Двусоставное, потому что грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
1 ученик: Это предложение распространенное, так как в нем кроме главных членов имеются второстепенные.
2 ученик: Найдем их. Появился как? опять - это обстоятельство образа действия, подчеркиваем точка, тире, точка, тире. Обстоятельство Опять – выражено наречием.
1 ученик: Появился где? перед женщинами – это обстоятельство места, выражено существительным с предлогом перед.
2 ученик: Засмеялся как? каким образом? громко-громко – это обстоятельство образа действия.
1 ученик: Предложение осложненное, оно осложнено однородными членами.
    Разбор второго предложения: 
1 ученик:  Женщины сразу согласились и отдали  дочерям морского царя свою красоту.
Предложение по цели высказывания повествовательное, так как в нем дается сообщение.
2 ученик: Невосклицательное, так как в конце предложения стоит точка и интонация произношения спокойная.
1 ученик: Найдем грамматическую основу предложения. Кто? женщины – это подлежащее, выражено именем существительным. Подчеркнем одной чертой.
2 ученик: Женщины что сделали? согласились и отдали – это сказуемое, выражено глаголами, подчеркиваем двумя чертами.
1 ученик: Предложение простое, так как в нем одна грамматическая основа.
2 ученик: Двусоставное, потому что грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
1 ученик: Распространенное: в нем кроме главных членов есть второстепенные члены предложения.
2 ученик: Найдем их. Согласились как? каким образом? сразу – это обстоятельство образа действия, выражено наречием, подчеркивается точка, тире.
1 ученик: Отдали кому? дочерям – это дополнение, косвенное, выражено существительным в дательном падеже, подчеркивается пунктиром.
2 ученик: дочерям чьим? царя – это несогласованное определение, выражено существительным, подчеркиваем волнистой линией.
1 ученик: Царя какого? морского – согласованное определение, выражено именем прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
2 ученик: Отдали что? красоту – это прямое дополнение, выражено существительным в винительном падеже без предлога, подчеркиваем пунктиром.
1 ученик: Красоту чью? свою – согласованное определение, выражено местоимением, подчеркивается  волнистой линией.
2 ученик: Предложение – осложненное, так как в нем есть однородные сказуемые.

- Когда царь Нептун  узнал о проделке дочерей   очень разгневался  он  выбросил их из моря и превратил в птиц чаек. 
1 ученик:  Когда царь Нептун  узнал о проделке дочерей,  очень разгневался  он, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек. В этом предложении есть подчинительный союз Когда, поэтому это сложное предложение.
2 ученик:  Найдем грамматические основы предложений. Кто? царь Нептун – это подлежащее. Царь Нептун что сделал? разгневался – это сказуемое.
1 ученик: Кто? он – он подлежащее, он что сделал? разгневался, выбросил и превратил – это однородные сказуемые.
2 ученик: Наше предположение, что это сложное предложение оказалось верным, потому что в нем две грамматические основы.
1 ученик: Найдем границы предложений. Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, здесь заканчивается первое простое предложение, после слова дочерей ставим запятую.  очень разгневался он, здесь ставим запятую, которая разделяет однородные сказуемые разгневался и  выбросил их.
2 ученик: Очень разгневался, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек. Это второе простое предложение.
1 ученик: Эти два предложения между собой соединены подчинительным союзом когда.
2  ученик: Значит предложение  сложноподчиненное. Найдем главное и придаточное предложение. Главное предложение будет: очень разгневался  он, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек.
1 ученик: От главного предложения к придаточному можно задать вопрос: очень разгневался  он, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек Когда?.
2 ученик: Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей.
1 ученик: Составим схему предложений:  (Когда    ), [        ].

1 ученик:   Это чайки просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них. Это предложение, я думаю, сложное. Поэтому разбор начну с грамматической основы предложения. Кто? чайки – подлежащее, чайки что делают? просятся – это сказуемое. Кто? – отец, отец – подлежащее, отец что делает? не пускает и не смотрит – это сказуемые. Таким образом, наше предположение оказалось верным: здесь две грамматические основы, а значит предложение, действительно, сложное. Найдем границы предложения:   Это чайки просятся домой, здесь заканчивается первое простое  предложение, после слова домой ставим запятую. Но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них. – это второе предложение. Эти два предложения соединяются сочинительным союзом но, значит предложение сложносочиненное. Составим Схему:[    ], [    ].


  
- Ребята, что за предложения мы записали, откуда они взяты?
- Эти предложения из легенды  Ивана Федоровича Панькина “Откуда у моряков взялась сила”.
- Так откуда же у моряков взялась сила?
- Матери отдали им все лучшее, что имели.
6. Расставить и объяснить постановку знаков препинания в следующих предложениях? Составить схемы предложений.
    1) Нептун дико засмеялся и злобно закричал женщинам  Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь на берегу но в море я порву им руки!
    2)  Не дождаться вам теперь сыновей  хохотал Нептун.
7. Составить диалог по картине В. Маковского “Свидание”.
     Возможные варианты диалогов:
 I. Камиль и Салават в музее изобразительных искусств.
    Камиль: Привет, Салават! Ты тоже пришел на выставку?
    Салават: Здравствуй, Салават. Что так увлеченно рассматриваешь?
    Камиль: Да вот картину замечательного русского художника В. Маковского “Свидание”. Картина была написана в 1883 году.
    Салават: На ней нарисован Ванька Жуков?
    Камиль: Ну не совсем  Ванька, но кто-то с похожей на Ванькину судьбой.
    Салават: Этого мальчика также отправили в ученье к ремесленнику?
    Камиль: Да, и вот его пришла навестить мама. Видно, что мама очень соскучилась и смотрит на сына с любовью и горечью. Ведь если бы не нужда, разве отправила бы она сына к чужим людям.
  
II. Прозвенел звонок, все ребята дружно высыпали из класса в раздевалку. Только Артур и Фарит остались дежурить. Артур подошел  к учительскому  столу и сказал:
 - Смотри, Фарит, Римма Харисовна оставила на столе какую-то репродукцию.
 Фарит внимательно рассмотрел  картину и говорит:
 - Слушай, Артур, я эту картину видел в библиотеке в большой книге про художников.
 - Кто же нарисовал эту картину? – поинтересовался Артур
 - Картину нарисовал известный русский художник В. Маковский, - пояснил Фарит.
 -  А как называется картина? – опять спросил Артур.
 - А называется она “Свидание”, - ответил Фарит.
 - Фарит, я понял: на этой картине нарисован такой мальчик, как Ванька Жуков, которого родители отдали в люди для обучения какому-то ремеслу, - задумчиво произнес Артур.
- А мама его пришла навестить, принесла ему покушать, - поддержал разговор Фарит.
- Посмотри, Фарит, как  она смотрит на своего сына. Видно, материнское сердце разрывается от боли и жалости к своему сыну, - подумал Фарит.
Один из диалогов записан на доске. Ребята списывают и комментируют постановку  знаков препинания в тексте.
Домашняя работа: 1 группа: Составить и записать 2 распространенных и 2 нераспространенных  предложения; 2 группа: составить 4 предложения с прямой речью;
3 группа: подобрать два сложноподчиненных предложения и два сложносочиненных предложения.




Комментариев нет:

Отправить комментарий