Тема урока:
Повторение и обобщение по разделу “Синтаксис и пунктуация”.
Цели урока: привести в систему навыки пунктуационного и
синтаксического разбора простого и сложного
предложения; развитие монологической и диалогической речи; воспитание
уважения и любви к женщине-матери.
Оборудование к уроку:
Опорный конспект; картина В. Маковского “Свидание”; фонограмма записи песни о
маме.
Х О Д У Р О К А.
1. Ребята, давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко
“Доброта”.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
- Ребята, скажите,
почему мы так необычно начали сегодня урок?
- завтра большой праздник – День матери.
- Что это за праздник? Почему его отмечают?
- C 1997 у нас в стране в последнее воскресенье ноября отмечается
один из самых хороших праздников: День Матери.
- Мама – самый главный человек на Земле.
- Верно, ребята. В школе одного из выдающихся педагогов XX века Василия Александровича
Сухомлинского крупными буквами высечено: “Без матери нет ни поэта, ни героя…”. И
сегодня на уроке мы будем не только заниматься обычным грамматическим разбором,
повторять синтаксис и пунктуацию, но и поведем разговор о самом дорогом для
каждого человека ─ о маме .
2.
Словарно-орфографическая работа.
Мама, мать, материнский, материнство, мамочка, мамулечка.
3. Разбор
словосочетаний:
ласковая мама, берегите мать, мужественно
спросить.
( ребята отвечают следующим
образом: в словосочетании ласковая мама главное слово мама ставим над ним крестик. От главного слова к зависимому ставим
вопрос: мама какая? Ласковая – зависимое.
От главного слова к зависимому проводим стрелку и запишем вопрос: какая?. Главное слово мама это существительное, ласковая
– это прилагательное.
Существительное обозначает
предмет, а прилагательное – признак предмета. В данном словосочетании
зависимое с главным согласуется в И. п.; ед. ч.; ж.р.. Способ связи согласование.)
какая?
↓
I ×
ласковая мама
↓
↓
прил. + сущ.
↓ ↓
признак + предмет
↓
согласуется в И.п.;
ед.ч.; ж.р.
↓
согласование
4. Работа с опорным
конспектом.
- Прежде чем перейти к следующему этапу урока, вспомним, что
нам известно о предложении: ( Полетное повторение. Ребята по очереди друг за
другом передают содержание опорного конспекта).
- При помощи
предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с советами,
просьбами, приказаниями, задаем вопросы. Все слова в предложении связаны по
смыслу и грамматически. Главные члены предложения составляют его грамматическую
основу. К концу предложения голос
понижается. Это интонация конца предложения.
- По цели высказывания различаются
повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Те, в которых мы сообщаем о чем-либо,
называются повествовательными; те, в которых содержится вопрос, -
вопросительными; предложения в которых мы побуждаем кого-либо к действию, - побудительными.
- Все названные виды предложений могут
произноситься с сильным чвством (с восклицательной интонацией). В таком
случае мы называем их повествовательными, вопросительными, побудительными по
цели высказывания и восклицательными по интонации.
- Слово
называет предмет, признак, действие. Словосочетание объясняет их более точно,
полнее. В предложении мы выражаем мысли. Несколько предложений, связанных по смыслу и
грамматически, - это уже текст.
-
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение и текст,
называется синтаксисом.
- Пунктуация – расстановка знаков препинания.
|
- Содержание второго
опорного конспекта: «Главные и второстепенные члены предложения» передает один
из учащихся класса. (Примерный вариант ответа:
Подлежащее – это
главный член предложения, который указывает, о ком или о чем говорится в
предложении, отвечает на вопросы кто?
что? Обычно выражается именем существительным или местоимением в
именительном падеже, связано со сказуемым по смыслу и грамматически – на это
указывает стрелка.
Сказуемое – это
главный член предложения, который связан с подлежащим, указывает, что говорится
о подлежащем, отвечает на вопросы что
делает предмет? каков предмет? что такое предмет? Обычно выражается
глаголом, но может быть выражено также прилагательным и существительным.
Предложения,
которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными.
К
второстепенным членам предложения
относятся дополнения, определения, обстоятельства.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы
косвенных падежей и обозначает предмет. Обычно выражается именем
существительным или местоимением в косвенном падеже. Косвенные падежи – это все
падежи кроме Именительного.
Определение – второстепенный член
предложения, который отвечает на вопросы какой?
чей? и обозначает признак предмета. Обычно выражается именем
прилагательным.
Обстоятельство – второстепенный член
предложения , который отвечает на
вопросы где? как?куда? откуда? когда? и
т.д. Обозначает место, время, способ действия. Обстоятельство обычно выражено
именем существительным в косвенном
падеже или наречием.
Предложения, имеющие в своем составе
хотя бы один второстепенный член, называются распространёнными. )
5. Синтаксический
разбор предложений:
1)Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. 2) Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту. 3) Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц
чаек. 4)
Это чайки просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже
не смотрит на них.
(У доски отвечают по два ученика. Ответ
выглядит следующим образом:
Появился опять перед
женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.
1 ученик: Появился
опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. Предложение по цели
высказывания повествовательное, потому что в нем содержится сообщение.
2 ученик: По интонации
произношения предложение невосклицательное, поэтому в конце его стоит точка.
1 ученик: Найдем
грамматическую основу: Кто? Нептун – это подлежащее, выражено существительным,
подлежащее подчеркивается одной чертой.
2 ученик: Нептун что
сделал? появился и засмеялся - это однородные сказуемые, оба выражены глаголами
прошедшего времени. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
1 ученик: Предложение
простое, так как в нем только одна грамматическая основа.
2 ученик: Двусоставное,
потому что грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
1 ученик: Это
предложение распространенное, так как в нем кроме главных членов имеются
второстепенные.
2 ученик: Найдем их.
Появился как? опять - это обстоятельство образа действия, подчеркиваем точка,
тире, точка, тире. Обстоятельство Опять – выражено наречием.
1 ученик: Появился
где? перед женщинами – это обстоятельство места, выражено существительным с
предлогом перед.
2 ученик: Засмеялся
как? каким образом? громко-громко – это обстоятельство образа действия.
1 ученик: Предложение
осложненное, оно осложнено однородными членами.
Разбор второго предложения:
1 ученик: Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Предложение по цели
высказывания повествовательное, так как в нем дается сообщение.
2 ученик: Невосклицательное,
так как в конце предложения стоит точка и интонация произношения спокойная.
1 ученик: Найдем
грамматическую основу предложения. Кто? женщины – это подлежащее, выражено
именем существительным. Подчеркнем одной чертой.
2 ученик: Женщины что
сделали? согласились и отдали – это сказуемое, выражено глаголами, подчеркиваем
двумя чертами.
1 ученик: Предложение
простое, так как в нем одна грамматическая основа.
2 ученик: Двусоставное,
потому что грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
1 ученик: Распространенное:
в нем кроме главных членов есть второстепенные члены предложения.
2 ученик: Найдем их.
Согласились как? каким образом? сразу – это обстоятельство образа действия,
выражено наречием, подчеркивается точка, тире.
1 ученик: Отдали кому?
дочерям – это дополнение, косвенное, выражено существительным в дательном
падеже, подчеркивается пунктиром.
2 ученик: дочерям
чьим? царя – это несогласованное определение, выражено существительным, подчеркиваем
волнистой линией.
1 ученик: Царя какого?
морского – согласованное определение, выражено именем прилагательным,
подчеркиваем волнистой линией.
2 ученик: Отдали что?
красоту – это прямое дополнение, выражено существительным в винительном падеже
без предлога, подчеркиваем пунктиром.
1 ученик: Красоту чью?
свою – согласованное определение, выражено местоимением, подчеркивается волнистой линией.
2 ученик: Предложение
– осложненное, так как в нем есть однородные сказуемые.
- Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей очень разгневался он выбросил их из моря и превратил в птиц
чаек.
1 ученик: Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц
чаек. В этом предложении есть подчинительный союз Когда, поэтому это сложное
предложение.
2 ученик: Найдем грамматические основы предложений. Кто?
царь Нептун – это подлежащее. Царь Нептун что сделал? разгневался – это
сказуемое.
1 ученик: Кто? он – он
подлежащее, он что сделал?
разгневался, выбросил и превратил – это однородные сказуемые.
2 ученик: Наше
предположение, что это сложное предложение оказалось верным, потому что в нем
две грамматические основы.
1 ученик: Найдем
границы предложений. Когда царь
Нептун узнал о проделке дочерей, здесь заканчивается первое простое
предложение, после слова дочерей ставим запятую. очень разгневался он, здесь ставим запятую,
которая разделяет однородные сказуемые разгневался и выбросил их.
2 ученик: Очень
разгневался, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек. Это второе простое
предложение.
1 ученик: Эти два
предложения между собой соединены подчинительным союзом когда.
2
ученик: Значит предложение сложноподчиненное. Найдем главное и
придаточное предложение. Главное предложение будет: очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц
чаек.
1 ученик: От главного предложения к придаточному можно задать вопрос: очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц
чаек Когда?.
2 ученик: Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей.
1 ученик: Составим схему предложений: (Когда
), [ ].
1 ученик: Это чайки просятся домой, но жестокий отец не
пускает их обратно и даже не смотрит на них. Это предложение, я думаю, сложное.
Поэтому разбор начну с грамматической основы предложения. Кто? чайки –
подлежащее, чайки что делают? просятся – это сказуемое. Кто? – отец, отец –
подлежащее, отец что делает? не пускает и не смотрит – это сказуемые. Таким
образом, наше предположение оказалось верным: здесь две грамматические основы,
а значит предложение, действительно, сложное. Найдем границы предложения: Это чайки просятся домой, здесь заканчивается
первое простое предложение, после слова
домой ставим запятую. Но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит
на них. – это второе предложение. Эти два предложения соединяются сочинительным
союзом но, значит предложение
сложносочиненное. Составим Схему:[ ], [
].
- Ребята, что за предложения мы записали, откуда они взяты?
- Эти предложения из легенды
Ивана Федоровича Панькина “Откуда у моряков взялась сила”.
- Так откуда же у моряков взялась сила?
- Матери отдали им все лучшее, что имели.
6. Расставить и
объяснить постановку знаков препинания в следующих предложениях? Составить
схемы предложений.
1) Нептун дико
засмеялся и злобно закричал женщинам
Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь на берегу но в море я
порву им руки!
2) Не дождаться вам теперь сыновей хохотал Нептун.
7. Составить диалог
по картине В. Маковского “Свидание”.
Возможные варианты диалогов:
I. Камиль и Салават в
музее изобразительных искусств.
Камиль: Привет, Салават! Ты тоже пришел
на выставку?
Салават: Здравствуй, Салават. Что так
увлеченно рассматриваешь?
Камиль: Да вот картину замечательного
русского художника В. Маковского “Свидание”. Картина была написана в 1883 году.
Салават: На ней нарисован Ванька Жуков?
Камиль: Ну не совсем Ванька, но кто-то с похожей на Ванькину
судьбой.
Салават: Этого мальчика также отправили
в ученье к ремесленнику?
Камиль: Да, и вот его пришла навестить
мама. Видно, что мама очень соскучилась и смотрит на сына с любовью и горечью.
Ведь если бы не нужда, разве отправила бы она сына к чужим людям.
II. Прозвенел звонок, все ребята дружно высыпали из класса в
раздевалку. Только Артур и Фарит остались дежурить. Артур подошел к учительскому столу и сказал:
- Смотри, Фарит,
Римма Харисовна оставила на столе какую-то репродукцию.
Фарит внимательно
рассмотрел картину и говорит:
- Слушай, Артур, я
эту картину видел в библиотеке в большой книге про художников.
- Кто же нарисовал
эту картину? – поинтересовался Артур
- Картину нарисовал
известный русский художник В. Маковский, - пояснил Фарит.
- А как называется картина? – опять спросил
Артур.
- А называется она
“Свидание”, - ответил Фарит.
- Фарит, я понял: на
этой картине нарисован такой мальчик, как Ванька Жуков, которого родители
отдали в люди для обучения какому-то ремеслу, - задумчиво произнес Артур.
- А мама его пришла навестить, принесла ему покушать, -
поддержал разговор Фарит.
- Посмотри, Фарит, как она смотрит на своего сына. Видно, материнское
сердце разрывается от боли и жалости к своему сыну, - подумал Фарит.
Один из диалогов
записан на доске. Ребята списывают и комментируют постановку знаков препинания в тексте.
Домашняя работа:
1 группа: Составить и записать 2 распространенных и 2 нераспространенных предложения; 2 группа: составить 4
предложения с прямой речью;
3 группа: подобрать два сложноподчиненных предложения и два
сложносочиненных предложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий